В Ленобласти появится способный к загрузке 14 млн тонн удобрений терминал
Под Санкт-Петербургом близится завершение строительства нового морского терминала. При общем росте увеличения производства удобрений в России, терминал позволяет работать с максимальной загрузкой мощностей до 14 млн т и со всеми видами минеральных удобрений. О том, в чем преимущество новой инфраструктуры и как терминал сможет способствовать развитию экономики, — в материале «РБК Отрасли».
В 2025 году в эксплуатацию будет введен морской терминал по перевалке минеральных удобрений в городе Усть-Луга Ленинградской области. По оценке экспертов Национальной транспортной компании (НТК), которая занимается строительством инфраструктуры терминала, он обеспечит выход удобрений практически на все известные мировые рынки.
В случае России сырье для удобрений, а также непосредственно экспорт самих удобрений неразрывно связан с судоходными поставками, поэтому морской терминал — это необходимая единица в цепочке поставок. У самих терминалов должен быть определенный запас грузооборота, другими словами: проектной мощности должно быть с избытком. Это необходимо для того, чтобы справляться с локальными проблемами и распределением потоков. В соответствии с этим проектная мощность терминала в Усть-Луге составит на первом этапе 8 млн т, а в дальнейшем грузооборот достигнет 14 млн т при условии пропускной способности железной дороги.
За прошедший 2023 год Россия суммарно произвела почти 60 млн т удобрений в год, по оценке аналитиков Центра экономического прогнозирования Газпромбанка. Более половины этой суммы (примерно 58%) уходит на продажу в другие страны. География экспортных поставок за последние два года претерпела перемены, ключевое тут изменение — сокращение объема поставок в страны Европейского союза и Великобританию с 23% в 2021 году до 14% в 2023-м. На этом фоне подрос рынок Азии (кроме Китая) — до 18% в прошлом году против 10% в 2021-м. Остальные экспортные направления остались примерно в тех же долях, что и два года назад. В схожих объемах продолжаются поставки в страны Латинской и Северной Америки, Китай, Африку, СНГ. Инвестиции же в отрасль по производству удобрений из азотных соединений заметно выросли в 2023 году и составили 250 млрд руб. против 181 млрд руб. в 2022 году.
Конфигурация порта в Ленинградской области предполагает железнодорожный и морской грузовой фронт (то есть, территория с возможностью одновременной разгрузки и погрузки). Всего же в работе может использоваться одновременно до пяти технологический линий для погрузо-разгрузочных работ. Это порядка 48 сценариев технологических операций с грузами по разным схемам, например: вагон-склад, склад-склад и другие.
Железнодорожный грузовой фронт в Усть-Луге предоставляет следующие возможности:
обработка до 350 вагонов в сутки,
две технологические линии для сегрегирования грузов,
сокращение времени на простои.
Морской же грузовой фронт это:
одновременная обработка трех «судозаходов», с отгрузкой более 200 тыс. т на один судозаход,
суммарная производительность обработки 4,8 тыс. т грузов час.
Терминал будет способен принимать комбо-партии, он готов к набору на судно большого списка грузов в том числе калийные, азотные, фосфорные удобрения.
У терминала есть еще одна специфика, которая заключается в использовании двух типов складов — хребтовых и купольных. Купола хороши для хранения многопродуктовой линейки, объясняет коммерческий директор Национальной транспортной компании Сергей Ермолаев: «Если имеются продукты небольшого объема, которые необходимо хранить отдельно, то есть возможность поставить несколько куполов».
НТК провела в Усть-Луге презентацию терминала для своих партнеров и приглашенных производителей минеральных удобрений и получила положительную обратную связь. «Тут собраны лучшие технологические решения из доступных сегодня на рынке. При проектировании были учтены ошибки действующих терминалов. Большой плюс, что будут построены хребтовые склады с кратцер-кранами. Это позволит ускорить погрузку и решить проблему слеживаемости груза», — поделился впечатлениями после осмотра стройки терминала вице-президент по транспорту и логистики «Акрон» Игорь Богдан. Он добавил, что компания ведет переговоры с НТК о возможной перевалке удобрений на построенном терминале.
У терминала также есть частичное автоматизированное управление. Цифровые технологии применяются как для сбора и анализа информации, так и для контроля состояния и управления потоками грузов. Инфраструктурную доступность портов обеспечивают в том числе РЖД. Компания ведет рейтинг грузов, в котором минеральные удобрения занимают высокие позиции, что обеспечивает лучший доступ в порт именно этой категории грузов, рассказал Ермолаев.
Дорожные подходы к терминалу в настоящее время развиваются, подтвердил первый замначальника Октябрьского структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания (филиал ОАО «РЖД») Сергей Дьяконов. «Мы заинтересованы и готовы к перевозке заявленных объемов в 7 млн т, — рассказал он. — Уже завершен первый этап строительства железнодорожных путей протяженностью 4,7 км, после второго этапа протяженность увеличится до более чем 6 км».
Вместе с тем, в НТК рассчитывают на перспективное увеличение мощности терминала в Усть-Луге до 14 млн т: именно этот объем, по оценке Сергея Ермолаева, позволит удовлетворить растущий спрос экспортеров. Одна из осязаемых перспектив — расширение географии отгрузок в страны Африки, Азии и Южной Америки. По оценке аналитика Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Нины Адамовой, к 2028 году производство удобрений в России достигнет 70 млн т при экспорте в 43,1 млн т. Кроме того, по ее данным, на Балтийский бассейн в последний год пришелся колоссальный объем перевалки минеральных удобрений. В 2023-м это около 30 млн т при 17,6 млн в 2022 году — рост почти в два раза. На Азово-Черноморский бассейн при этом в прошлом году пришлось 4,3 млн т перевалок, на Арктический — 2,7 млн т.
В Ленобласти появится способный к загрузке 14 млн тонн удобрений терминал
Под Санкт-Петербургом близится завершение строительства нового морского терминала. При общем росте увеличения производства удобрений в России, терминал позволяет работать с максимальной загрузкой мощностей до 14 млн т и со всеми видами минеральных удобрений. О том, в чем преимущество новой инфраструктуры и как терминал сможет способствовать развитию экономики, — в материале «РБК Отрасли».
В 2025 году в эксплуатацию будет введен морской терминал по перевалке минеральных удобрений в городе Усть-Луга Ленинградской области. По оценке экспертов Национальной транспортной компании (НТК), которая занимается строительством инфраструктуры терминала, он обеспечит выход удобрений практически на все известные мировые рынки.
В случае России сырье для удобрений, а также непосредственно экспорт самих удобрений неразрывно связан с судоходными поставками, поэтому морской терминал — это необходимая единица в цепочке поставок. У самих терминалов должен быть определенный запас грузооборота, другими словами: проектной мощности должно быть с избытком. Это необходимо для того, чтобы справляться с локальными проблемами и распределением потоков. В соответствии с этим проектная мощность терминала в Усть-Луге составит на первом этапе 8 млн т, а в дальнейшем грузооборот достигнет 14 млн т при условии пропускной способности железной дороги.
За прошедший 2023 год Россия суммарно произвела почти 60 млн т удобрений в год, по оценке аналитиков Центра экономического прогнозирования Газпромбанка. Более половины этой суммы (примерно 58%) уходит на продажу в другие страны. География экспортных поставок за последние два года претерпела перемены, ключевое тут изменение — сокращение объема поставок в страны Европейского союза и Великобританию с 23% в 2021 году до 14% в 2023-м. На этом фоне подрос рынок Азии (кроме Китая) — до 18% в прошлом году против 10% в 2021-м. Остальные экспортные направления остались примерно в тех же долях, что и два года назад. В схожих объемах продолжаются поставки в страны Латинской и Северной Америки, Китай, Африку, СНГ. Инвестиции же в отрасль по производству удобрений из азотных соединений заметно выросли в 2023 году и составили 250 млрд руб. против 181 млрд руб. в 2022 году.
Конфигурация порта в Ленинградской области предполагает железнодорожный и морской грузовой фронт (то есть, территория с возможностью одновременной разгрузки и погрузки). Всего же в работе может использоваться одновременно до пяти технологический линий для погрузо-разгрузочных работ. Это порядка 48 сценариев технологических операций с грузами по разным схемам, например: вагон-склад, склад-склад и другие.
Железнодорожный грузовой фронт в Усть-Луге предоставляет следующие возможности:
Морской же грузовой фронт это:
Терминал будет способен принимать комбо-партии, он готов к набору на судно большого списка грузов в том числе калийные, азотные, фосфорные удобрения.
У терминала есть еще одна специфика, которая заключается в использовании двух типов складов — хребтовых и купольных. Купола хороши для хранения многопродуктовой линейки, объясняет коммерческий директор Национальной транспортной компании Сергей Ермолаев: «Если имеются продукты небольшого объема, которые необходимо хранить отдельно, то есть возможность поставить несколько куполов».
НТК провела в Усть-Луге презентацию терминала для своих партнеров и приглашенных производителей минеральных удобрений и получила положительную обратную связь. «Тут собраны лучшие технологические решения из доступных сегодня на рынке. При проектировании были учтены ошибки действующих терминалов. Большой плюс, что будут построены хребтовые склады с кратцер-кранами. Это позволит ускорить погрузку и решить проблему слеживаемости груза», — поделился впечатлениями после осмотра стройки терминала вице-президент по транспорту и логистики «Акрон» Игорь Богдан. Он добавил, что компания ведет переговоры с НТК о возможной перевалке удобрений на построенном терминале.
У терминала также есть частичное автоматизированное управление. Цифровые технологии применяются как для сбора и анализа информации, так и для контроля состояния и управления потоками грузов. Инфраструктурную доступность портов обеспечивают в том числе РЖД. Компания ведет рейтинг грузов, в котором минеральные удобрения занимают высокие позиции, что обеспечивает лучший доступ в порт именно этой категории грузов, рассказал Ермолаев.
Дорожные подходы к терминалу в настоящее время развиваются, подтвердил первый замначальника Октябрьского структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания (филиал ОАО «РЖД») Сергей Дьяконов. «Мы заинтересованы и готовы к перевозке заявленных объемов в 7 млн т, — рассказал он. — Уже завершен первый этап строительства железнодорожных путей протяженностью 4,7 км, после второго этапа протяженность увеличится до более чем 6 км».
Вместе с тем, в НТК рассчитывают на перспективное увеличение мощности терминала в Усть-Луге до 14 млн т: именно этот объем, по оценке Сергея Ермолаева, позволит удовлетворить растущий спрос экспортеров. Одна из осязаемых перспектив — расширение географии отгрузок в страны Африки, Азии и Южной Америки. По оценке аналитика Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Нины Адамовой, к 2028 году производство удобрений в России достигнет 70 млн т при экспорте в 43,1 млн т. Кроме того, по ее данным, на Балтийский бассейн в последний год пришелся колоссальный объем перевалки минеральных удобрений. В 2023-м это около 30 млн т при 17,6 млн в 2022 году — рост почти в два раза. На Азово-Черноморский бассейн при этом в прошлом году пришлось 4,3 млн т перевалок, на Арктический — 2,7 млн т.
Новости по теме:Россия за пять месяцев увеличила выпуск удобрений на 16%
«Уралхим» поставил на внутренний рынок свыше 1,3 млн тонн удобрений за 5 месяцев 2024 года. Компания видит перспективы в продажах через интернет
Доставку минеральных удобрений по железной дороге наладили в Приморье
Суд приостановил корпправа компании из Люксембурга в отношении "Акрона"
О балансе цен на удобрения и фактической рентабельности их производства высказался Дмитрий Патрушев
https://www.zol.ru/n/3C25D