15.11.2024 10:30

Тариф для экспортных перевозок зерна вырастет на 30% в Казахстане

КТЖ планирует рост тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети для экспортных перевозок с 1 января 2025 года. В результате, ожидается рост общего ж/д тарифа для зерна на 30%, удобрений — на 25%, остальных грузов — на 18%. В итоге, цены на зерно вырастут ориентировочно на 5%, передает агентство АПК Новости.

laquo;В начале ноября на площадке Палаты предпринимателей «Атамекен» состоялось совещание с участием КТЖ, государственных органов, бизнес-сообщества и ассоциаций по вопросу установления унифицированных тарифов. Большой ажиотаж вызвала информация КТЖ о ежегодном росте регулируемых тарифов (МЖС и ЛТ) до 2026 года на 24%, в том числе о повышении с 1 января 2025 года предельного тарифа (в рамках максимального индекса 3,0 к тарифу) на МЖС для экспортных перевозок в целях доведения уровня тарифов до окупаемости», - сообщает Ассоциация казахстанских грузовых железнодорожных перевозчиков.

Согласно представленной информации, в результате, ожидается рост общего ж/д тарифа при экспортных перевозках угля - на 37%, железной руды - на 31%, зерна - на 30%, химикатов и соды -  на 17%, цветной руды -  на 24%, строительных грузов -  на 6%, удобрений -  на 25%, остальных грузов - на 18%.

При повышении тарифов влияние на цены составит в угле 2 - 6%, в ЖРС 1 - 8% и в зерне в пределах 5%.

laquo;В качестве доводов в пользу повышения тарифов монополист привел поручения Главы государства, а также уровень долговой нагрузки, сложившейся по мнению КТЖ, из-за низких тарифов. Так, в 2023 году 73% грузов перевезено КТЖ ниже себестоимости», - сообщает Ассоциация.

По оценкам Нацкомпании, неповышение тарифов приведет к дальнейшему росту долговой нагрузки с 2,9 трлн тенге в 2023 году до 4,2 трлн в 2028 году.

Однако, сообщили участники рынка, большинство участников не поддержали данное решение, отметив в числе контраргументов следующие моменты:

ull; предлагаемый рост тарифов может привести к потере конкурентоспособности отечественных экспортеров;
• обязательства по ЕАЭС касательно унифицированных тарифов следует пересмотреть с учетом сохранения конкурентоспособности рынка Казахстана;
• необходимо провести более детальное обоснование роста тарифов и оценку рисков от введения максимальных ценовых пределов к тарифам на услуги МЖС при перевозке экспортных грузов.

При этом, в ответ на одну из главных причин повышения тарифов — необходимости инвестиций на поддержание и развитие ж/д сети, объем которых на сегодня оценивается в размере 5,7 трлн тенге — бизнес заверил в желании и готовности покрыть часть этой потребности. Дело осталось за малым - выработать взаимовыгодные условия ГЧП.

В итоге, приняты решения еще раз обсудить, проанализировать и направить письмо на имя Премьер-Министра с изложением всех рисков при реализации мер по росту тарифов.

laquo;От себя добавим, рост тарифов не панацея и она нас не спасет. Нужны радикальные меры по реорганизации монополиста и выделению Оператора инфраструктуры под управление Минтранса, а также развитию конкуренции на рынке перевозочных услуг. Все это уже давно прописано в законодательстве и отработано в деле, однако, по понятным причинам тормозится главным бенефициаром действующей системы в отрасли», - сообщили в Ассоциации.

Новости по теме:
Обвал экспорта казахстанской пшеницы прокомментировал Рахимбеков
Казахстан готов ежегодно экспортировать в Пакистан до 2 млн тонн зерна
Казахстан готов активизировать поставки в Ирак пшеницы, муки и мяса
Казахстан начнет поставки зерна в Африку
Рост цен на зерно прогнозируют к весне в Казахстане

https://www.zol.ru/n/3D452
Источник: АПК Новости