Рост избыточных мощностей угрожает стабильности рынка стали и планам по декарбонизации
Согласно новому отчету ОЭСР, страны должны срочно рассмотреть политику, которая стимулирует дальнейшее расширение избыточных мощностей по производству стали, чтобы предотвратить дальнейшее подрыв стабильности рынка и честной конкуренции в сталелитейной промышленности. В докладе OECD Steel Outlook 2025 говорится, что, по прогнозам, избыточные мощности к 2027 году вырастут до 721 миллиона метрических тонн (ммт), что примерно на 290 ммт превысит совокупное производство стали в странах ОЭСР в 2024 году. Этот всплеск обусловлен продолжающимся расширением мощностей, несмотря на слабый рост мирового спроса на сталь. Высокий уровень субсидий и другие искажения политики в нескольких странах, не входящих в ОЭСР, являются ключевыми факторами этого дисбаланса, создавая риски для стабильности рынка, занятости, цепочек поставок и усилий по декарбонизации. Примечательно, что ставка субсидирования стали в Китае в процентах от доходов компаний в десять раз выше, чем в странах ОЭСР. Китайский экспорт стали вырос более чем вдвое с 2020 года, достигнув рекордного уровня в 118 миллионов тонн в 2024 году. Этот всплеск нарушил рынки стали в странах ОЭСР, что привело к пятикратному увеличению антидемпинговых мер с 2023 года. Эти события оказывают значительное давление на сталелитейные компании в странах ОЭСР, а прибыльность упала почти до исторического минимума. Занятость также пострадала, и, по оценкам, в странах-членах Глобального форума по избыточным мощностям по производству стали (GFSEC) в период с 2013 по 21 год было потеряно 113 000 рабочих мест. Более того, продолжающийся дисбаланс угрожает усилиям по декарбонизации, поскольку 40% прогнозируемых новых мощностей в период с 2025 по 2027 год, как ожидается, будут зависеть от процессов доменной печи/конвертера (BF/BOF) с интенсивными выбросами, что подрывает инвестиции в низкоуглеродные технологии. «Результаты OECD Steel Outlook 2025 показывают, что существует острая необходимость решения проблемы растущих избыточных мощностей и искажающей политики, которая их обуславливает, для обеспечения хорошо функционирующих мировых рынков стали», — заявил генеральный секретарь ОЭСР Матиас Корманн. «Благодаря диалогу на основе фактических данных и международному сотрудничеству мы можем работать над восстановлением честной конкуренции и более эффективного, устойчивого сталелитейного сектора во всем мире». OECD Steel Outlook призывает к целенаправленным международным действиям в трех ключевых областях. Во-первых, структурные реформы, при которых правительствам необходимо устранить искажающие рынок субсидии и поддержку, которые подпитывают избыточные мощности. Во-вторых, повышение прозрачности и более широкое раскрытие мер государственной поддержки и развития потенциала для обеспечения эффективной международной координации и равных условий игры. В-третьих, международное сотрудничество для ускорения разработки и внедрения низкоуглеродных технологий, в том числе путем решения проблемы низкоэффективных избыточных мощностей и обмена передовым опытом политики декарбонизации.
Рост избыточных мощностей угрожает стабильности рынка стали и планам по декарбонизации
Согласно новому отчету ОЭСР, страны должны срочно рассмотреть политику, которая стимулирует дальнейшее расширение избыточных мощностей по производству стали, чтобы предотвратить дальнейшее подрыв стабильности рынка и честной конкуренции в сталелитейной промышленности.
В докладе OECD Steel Outlook 2025 говорится, что, по прогнозам, избыточные мощности к 2027 году вырастут до 721 миллиона метрических тонн (ммт), что примерно на 290 ммт превысит совокупное производство стали в странах ОЭСР в 2024 году. Этот всплеск обусловлен продолжающимся расширением мощностей, несмотря на слабый рост мирового спроса на сталь. Высокий уровень субсидий и другие искажения политики в нескольких странах, не входящих в ОЭСР, являются ключевыми факторами этого дисбаланса, создавая риски для стабильности рынка, занятости, цепочек поставок и усилий по декарбонизации.
Примечательно, что ставка субсидирования стали в Китае в процентах от доходов компаний в десять раз выше, чем в странах ОЭСР. Китайский экспорт стали вырос более чем вдвое с 2020 года, достигнув рекордного уровня в 118 миллионов тонн в 2024 году. Этот всплеск нарушил рынки стали в странах ОЭСР, что привело к пятикратному увеличению антидемпинговых мер с 2023 года.
Эти события оказывают значительное давление на сталелитейные компании в странах ОЭСР, а прибыльность упала почти до исторического минимума. Занятость также пострадала, и, по оценкам, в странах-членах Глобального форума по избыточным мощностям по производству стали (GFSEC) в период с 2013 по 21 год было потеряно 113 000 рабочих мест. Более того, продолжающийся дисбаланс угрожает усилиям по декарбонизации, поскольку 40% прогнозируемых новых мощностей в период с 2025 по 2027 год, как ожидается, будут зависеть от процессов доменной печи/конвертера (BF/BOF) с интенсивными выбросами, что подрывает инвестиции в низкоуглеродные технологии.
«Результаты OECD Steel Outlook 2025 показывают, что существует острая необходимость решения проблемы растущих избыточных мощностей и искажающей политики, которая их обуславливает, для обеспечения хорошо функционирующих мировых рынков стали», — заявил генеральный секретарь ОЭСР Матиас Корманн. «Благодаря диалогу на основе фактических данных и международному сотрудничеству мы можем работать над восстановлением честной конкуренции и более эффективного, устойчивого сталелитейного сектора во всем мире».
OECD Steel Outlook призывает к целенаправленным международным действиям в трех ключевых областях. Во-первых, структурные реформы, при которых правительствам необходимо устранить искажающие рынок субсидии и поддержку, которые подпитывают избыточные мощности. Во-вторых, повышение прозрачности и более широкое раскрытие мер государственной поддержки и развития потенциала для обеспечения эффективной международной координации и равных условий игры. В-третьих, международное сотрудничество для ускорения разработки и внедрения низкоуглеродных технологий, в том числе путем решения проблемы низкоэффективных избыточных мощностей и обмена передовым опытом политики декарбонизации.