Как сделать конкурентной российскую сельхозпродукцию
Мы все знаем, что у России огромный аграрный потенциал, на данный момент далеко еще не раскрытый. Особенно часто упреки в сторону сельского хозяйства приходят по вопросам себестоимости и, как следствие, неконкурентной цены.
При этом сельхозпроизводители готовы работать, чтобы в полной мере использовать возможности российской земли, бороться за потребителя и добиваться конкурентоспособности своих продуктов. Но им важно знать планы государства относительно дальнейшего влияния на отрасль и конкретные меры господдержки АПК, механизмы доступа к выделяемым средствам. Последнее обстоятельство особенно важно, потому что далеко не у всех производителей сегодня есть доступ к ресурсам, дающим возможность в условиях санкций сделать рывок.
Мировой опыт показывает, что сельскохозяйственные продукты высокого качества в силу ряда причин могут обеспечить средние и малые фермерские хозяйства. Это связано с самой спецификой выращивания, которая не терпит конвейерного промышленного подхода. И если цель - создание конкурентоспособной продукции, то государству стоит оказывать поддержку и небольшим хозяйствам, в том числе как основному потенциалу развития аграрного сектора России.
На мой взгляд, здесь государство может действовать сразу по нескольким направлениям. Первое направление - обеспечение сбыта.
Российские органические продукты могут стать международным брендом
Любое сельскохозяйственное производство для цикличного развития требует наличия постоянного покупателя, под которого можно планировать дальнейший рост, увеличение посевов или увеличение стада. Но маленькие хозяйства сейчас неинтересны сетям, ни одна большая сеть магазинов не будет тратить время на заключение договора, согласование документов во всех своих финансовых институтах с каждым отдельным фермером, если результатом будет объем продукции, реализуемый за час.
Здесь векторов работы со стороны государства может быть несколько. Ограничительный ход - ввести некий обязательный процент продукции местного, локального производства, который магазины должны представить потребителю.
При этом, с другой стороны, следует поддержать интерес покупателей к товарам локальных производителей. Государство могло бы финансировать социальные рекламные кампании из серии "Выбирай местного производителя" по аналогии с кампанией продвижения Олимпийских игр.
Следующее направление - финансирование, поддержка в кредитовании, использовании инструментов лизинга. Увеличение масштаба хозяйствования и объема выпускаемой продукции требует инвестиций. Кто станет инвестировать деньги в продукт с минимальной прибылью, маленьким оборотом и огромным набором дестабилизирующих факторов?
Производить массовый продукт с устойчивым спросом сетей гораздо надежнее, поэтому у нас так много предложений масс-маркет с не самым лучшим качеством и так мало качественного фермерского продукта в доступности.
Конечно, продукт, который находится в золотой середине, возможен, но он требует огромных инвестиций и инфраструктурных возможностей.
Еще одна задача, которую решает сельхозпроизводитель, обеспечивая своей продукции рынок сбыта, - логистика. На приобретение транспорта требуются вложения, которые зачастую за рамками возможностей самого трудолюбивого фермера.
Например, если мы говорим о животноводстве, фермеру необходим автомобиль с определенными опциями, с рефрижераторной установкой, иначе продукция просто не сможет добраться до места продажи. А потребность в такой машине - один раз в неделю. И счастье фермера, если он попал в пул поставщиков "фермерских" магазинов, которые де-факто являются логистами от места производства до места продажи. Они обладают всей необходимой техникой и правовой базой. Заберут у фермера его продукцию, поставят свой бренд и перепродадут с серьезной наценкой.
При этом понятно, что при отсутствии альтернативы сбыта фермер получает довольно небольшую долю маржи.
Самое время развивать агротуризм
Соответственно, здесь государственные органы могут оказать поддержку льготными спецпрограммами госбанков, регулированием ставок по кредитам для сельского хозяйства, обеспечить доступность техники по каналам лизинга, дав льготные цены на перевозку государственным железнодорожным, речным и морским транспортом. Вообще, инфраструктурные вопросы часто критичны для малого бизнеса. Здесь требуются системные решения.
Поддержка в получении правовых консультаций - еще одно направление, где небольшим хозяйствам очень нужна помощь.
Для того чтобы реализовывать продукцию и получать оплату, необходимо юридическое лицо с расчетным счетом. Это может быть и упрощенный вариант "Индивидуальный предприниматель". Но много ли вы видели жителей деревень со знаниями юриста и финансиста, с пониманием, как общаться с налоговой инспекцией и правильно оформлять банковские документы?
Есть ли у них возможность нанять профессиональных консультантов? В этом плане государство может помочь, создав систему доступных консультаций или аутсорсинговых служб, использование которых не станет тяжким бременем для фермера.
Для того чтобы наша продукция могла соответствовать высоким стандартам качества, нам нужны специалисты с соответствующим уровнем образования и возможностью оперативно обновлять знания. Быть может, нужно субсидировать получение степени MBA или хотя бы профильного высшего образования в сфере сельского хозяйства для всех заинтересованных лиц - от сына фермера до руководителя крупного промышленного комплекса в АПК.
Стоит сделать серьезную ставку на органику, поскольку Россия обладает уникальным преимуществом в виде огромных площадей, не подвергавшихся обработке. Российские органические продукты могут стать международным брендом. Однако нужна прозрачность законодательства в этой области, оно должно коррелировать с международными нормами.
Самое время развивать и агротуризм. Ничто так не стимулирует потребление продукта, как возможность прикоснуться к процессу производства, посмотреть на него своими глазами. Для ферм это возможность дополнительного заработка, популяризации локального продукта. Может быть, даже стоит субсидировать строительство небольших гостиниц при фермах на расстоянии от 100 км от крупного города.
На данный момент уже есть серьезные планы по поддержке сельского хозяйства со стороны государства: объем бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2020 года составит более 1,5 трлн руб.
В условиях, когда нам постоянно говорят о необходимости обеспечения продовольственной безопасности страны, я полагаю, самое время для конкретных шагов и долгосрочных гарантий производителям. Потенциал отрасли огромен, рынок сбыта - масштабный. А если государство сейчас в дополнение к бюджетным программам облегчит административную нагрузку на игроков рынка, обеспечит прозрачность и оперативность контрольных процедур, это станет базой для рывка отрасли.
Как сделать конкурентной российскую сельхозпродукцию
Мы все знаем, что у России огромный аграрный потенциал, на данный момент далеко еще не раскрытый. Особенно часто упреки в сторону сельского хозяйства приходят по вопросам себестоимости и, как следствие, неконкурентной цены.
При этом сельхозпроизводители готовы работать, чтобы в полной мере использовать возможности российской земли, бороться за потребителя и добиваться конкурентоспособности своих продуктов. Но им важно знать планы государства относительно дальнейшего влияния на отрасль и конкретные меры господдержки АПК, механизмы доступа к выделяемым средствам. Последнее обстоятельство особенно важно, потому что далеко не у всех производителей сегодня есть доступ к ресурсам, дающим возможность в условиях санкций сделать рывок.
Мировой опыт показывает, что сельскохозяйственные продукты высокого качества в силу ряда причин могут обеспечить средние и малые фермерские хозяйства. Это связано с самой спецификой выращивания, которая не терпит конвейерного промышленного подхода. И если цель - создание конкурентоспособной продукции, то государству стоит оказывать поддержку и небольшим хозяйствам, в том числе как основному потенциалу развития аграрного сектора России.
На мой взгляд, здесь государство может действовать сразу по нескольким направлениям. Первое направление - обеспечение сбыта.
Российские органические продукты могут стать международным брендом
Любое сельскохозяйственное производство для цикличного развития требует наличия постоянного покупателя, под которого можно планировать дальнейший рост, увеличение посевов или увеличение стада. Но маленькие хозяйства сейчас неинтересны сетям, ни одна большая сеть магазинов не будет тратить время на заключение договора, согласование документов во всех своих финансовых институтах с каждым отдельным фермером, если результатом будет объем продукции, реализуемый за час.
Здесь векторов работы со стороны государства может быть несколько. Ограничительный ход - ввести некий обязательный процент продукции местного, локального производства, который магазины должны представить потребителю.
При этом, с другой стороны, следует поддержать интерес покупателей к товарам локальных производителей. Государство могло бы финансировать социальные рекламные кампании из серии "Выбирай местного производителя" по аналогии с кампанией продвижения Олимпийских игр.
Следующее направление - финансирование, поддержка в кредитовании, использовании инструментов лизинга. Увеличение масштаба хозяйствования и объема выпускаемой продукции требует инвестиций. Кто станет инвестировать деньги в продукт с минимальной прибылью, маленьким оборотом и огромным набором дестабилизирующих факторов?
Производить массовый продукт с устойчивым спросом сетей гораздо надежнее, поэтому у нас так много предложений масс-маркет с не самым лучшим качеством и так мало качественного фермерского продукта в доступности.
Конечно, продукт, который находится в золотой середине, возможен, но он требует огромных инвестиций и инфраструктурных возможностей.
Еще одна задача, которую решает сельхозпроизводитель, обеспечивая своей продукции рынок сбыта, - логистика. На приобретение транспорта требуются вложения, которые зачастую за рамками возможностей самого трудолюбивого фермера.
Например, если мы говорим о животноводстве, фермеру необходим автомобиль с определенными опциями, с рефрижераторной установкой, иначе продукция просто не сможет добраться до места продажи. А потребность в такой машине - один раз в неделю. И счастье фермера, если он попал в пул поставщиков "фермерских" магазинов, которые де-факто являются логистами от места производства до места продажи. Они обладают всей необходимой техникой и правовой базой. Заберут у фермера его продукцию, поставят свой бренд и перепродадут с серьезной наценкой.
При этом понятно, что при отсутствии альтернативы сбыта фермер получает довольно небольшую долю маржи.
Самое время развивать агротуризм
Соответственно, здесь государственные органы могут оказать поддержку льготными спецпрограммами госбанков, регулированием ставок по кредитам для сельского хозяйства, обеспечить доступность техники по каналам лизинга, дав льготные цены на перевозку государственным железнодорожным, речным и морским транспортом. Вообще, инфраструктурные вопросы часто критичны для малого бизнеса. Здесь требуются системные решения.
Поддержка в получении правовых консультаций - еще одно направление, где небольшим хозяйствам очень нужна помощь.
Для того чтобы реализовывать продукцию и получать оплату, необходимо юридическое лицо с расчетным счетом. Это может быть и упрощенный вариант "Индивидуальный предприниматель". Но много ли вы видели жителей деревень со знаниями юриста и финансиста, с пониманием, как общаться с налоговой инспекцией и правильно оформлять банковские документы?
Есть ли у них возможность нанять профессиональных консультантов? В этом плане государство может помочь, создав систему доступных консультаций или аутсорсинговых служб, использование которых не станет тяжким бременем для фермера.
Для того чтобы наша продукция могла соответствовать высоким стандартам качества, нам нужны специалисты с соответствующим уровнем образования и возможностью оперативно обновлять знания. Быть может, нужно субсидировать получение степени MBA или хотя бы профильного высшего образования в сфере сельского хозяйства для всех заинтересованных лиц - от сына фермера до руководителя крупного промышленного комплекса в АПК.
Стоит сделать серьезную ставку на органику, поскольку Россия обладает уникальным преимуществом в виде огромных площадей, не подвергавшихся обработке. Российские органические продукты могут стать международным брендом. Однако нужна прозрачность законодательства в этой области, оно должно коррелировать с международными нормами.
Самое время развивать и агротуризм. Ничто так не стимулирует потребление продукта, как возможность прикоснуться к процессу производства, посмотреть на него своими глазами. Для ферм это возможность дополнительного заработка, популяризации локального продукта. Может быть, даже стоит субсидировать строительство небольших гостиниц при фермах на расстоянии от 100 км от крупного города.
На данный момент уже есть серьезные планы по поддержке сельского хозяйства со стороны государства: объем бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2020 года составит более 1,5 трлн руб.
В условиях, когда нам постоянно говорят о необходимости обеспечения продовольственной безопасности страны, я полагаю, самое время для конкретных шагов и долгосрочных гарантий производителям. Потенциал отрасли огромен, рынок сбыта - масштабный. А если государство сейчас в дополнение к бюджетным программам облегчит административную нагрузку на игроков рынка, обеспечит прозрачность и оперативность контрольных процедур, это станет базой для рывка отрасли.
Новости по теме:Похолодания снизили темпы полевых работ в Адыгее
Министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров подписал протокол Комиссии по координации вопросов кредитования АПК
Минсельхоз РФ окажет помощь регионам, пострадавшим от снегопадов
Полтора миллиарда рублей выделят в Иркутской области на сельское хозяйство
Чукотка хочет получить грантовую поддержку Министерства сельского хозяйства
http://www.zol.ru/n/1C1FC