Торгпред РФ о поставках тракторов АГРОМАШ в Никарагуа
Реализации проекта по поставке в Центральную Америку сельхозтехники АГРОМАШ непосредственно содействует Торговое представительство России
в Никарагуа, которое возглавляет Петр ПАНКРАТОВ. С ним беседует корреспондент журнала «Агромаш».
- Петр Александрович, какая роль отводится Торговому представительству нашей страны в выполнении договора по обеспечению Никарагуа тракторами и комбайнами, которые выпускают предприятия Концерна «Тракторные заводы»?
- Содействие российским и никарагуанским участникам внешнеэкономической деятельности в укреплении прямых партнерских связей – это одно из основных направлений деятельности Торгпредства России. Так что мы в контакте работаем не только с участниками поставки сельхозтехники АГРОМАШ, но и со сторонами, связанными с реализацией многих других проектов. Например, по обеспечению Никарагуа российскими автобусами, легковыми автомобилями, зерном и другой продукцией. В то же время не остаются вне нашего внимания продажи нашей стране никарагуанских кофе, фруктов, мяса, рома и т.д.
Наша роль заключается именно в СОДЕЙСТВИИ развитию взаимной торговли и партнерства, в модернизации производства, в инвестиционной и инновационной деятельности, в организации переговоров между потенциальными партнерами. Задача Торгпредства заключается также в ПОМОЩИ в получении бизнес-структурами информационных и консультационных услуг экономического, финансового и правового характера, в решении практических вопросов торгово-экономического сотрудничества на уровне государственных структур. Свою роль мы видим и в УЧАСТИИ в проработке, подготовке и реализации конкретных сделок и совместных проектов. Эти и другие направления деятельности Торгпредства значатся в Положении о нашем дипломатическом учреждении.
- На улицах Манагуа, столицы Никарагуа, можно увидеть курганские автобусы и тольяттинские «Калины», встречаются и КамАЗы. В аграрных районах еще есть уже совсем потрепанные владимирские тракторы Т-25, поставлявшиеся много лет назад, еще в советские годы. Теперь технический парк страны пополняют 200 тракторов АГРОМАШ и 10 зерноуборочных комбайнов «Енисей». В целом, как оценили бы Вы динамику развития торгово-экономических отношений между Россией и Никарагуа?
- До прихода в Никарагуа к власти в 2007 году нынешнего правительства объем внешнеторговых связей с Россией был совсем небольшим. Ощутимый подъем начался в 2010-м году, когда объем экспорта-импорта увеличился с 15 млн. до 90 млн. долларов.
Объективно и этот объем не столь впечатляющий. Почему? Потенциал Никарагуа по экспорту достаточно велик. Отсюда в год отправляется в другие страны товаров примерно на 3 млрд. долларов – в основном сельскохозяйственная продукция. Из этой суммы, скажем так, российская доля – всего порядка 100 млн. долларов. Нам нужны обоюдные встречные движения. И вот с этого года с никарагуанской стороны пошли реальные действия по продвижению к нам своей продукции.
Безусловно, состоявшаяся минувшим летом встреча президентов Владимира Путина и Даниэля Ортеги стала началом нового этапа партнерства, придав дополнительный импульс сотрудничеству.
У России во взаимоотношениях с Никарагуа и другими государствами Центральной Америки нет дисбаланса во внешней торговле, отсутствуют проблемы, вызванные, например, тем, что кто-то продает больше и покупает меньше. Здесь любое движение в сторону как экспорта, так и импорта приветствуется. И мы на всех направлениях, что называется, подтягиваемся. Поэтому, возвращение в Никарагуа российской сельхозтехники после долгого перерыва, поставка большой партии тракторов АГРОМАШ и комбайнов «Енисей», нужно только приветствовать.
У нас относительно хорошие торговые отношения, приличный товарооборот с Мексикой, динамично развиваются деловые связи с Южной Америкой. А Центральная Америка как бы выпала. Да, кто-то может сказать, мол, здесь небольшие страны. Но общий рынок импорта этих стран – примерно 50 млрд. долларов в год, в основном промышленной продукции. Как говорится, есть за что тут свой кусок получить. В том числе российским сельхозмашиностроителям, которые, при грамотном подходе к делу, могут освоить нишу не только в Никарагуа.
- Петр Александрович, какие группы российских товаров востребованы на рынке Центральной Америки?
- В первую очередь, машинотехническая продукция. Допустим, хорошо продается в розницу техника в исполнении 4х4 – страны-то горные, климат тропический. Трактор АГРОМАШ 85ТК никарагуанцам понравился и потому, что у него все колеса ведущие. Нужны здесь и другая сельхозтехника, строительные материалы, удобрения…
Кстати, интересно, что порой эта и другая российская продукция в статистику не попадает, так как прибывает она через третьи страны. Советский Союз ушел, но свято место пусто не бывает. На это место приходят соседние страны, либо европейские или американские трейдеры, которые торгуют нашими товарами. Объем рынка большой, и есть над чем работать.
- По некоторым данным, последняя партия российских тракторов в Никарагуа поступила в 1990 году. Как, на Ваш взгляд, нужно действовать, чтобы возобновление поставок стало не разовой акцией, а приобрело системный, долгосрочный характер взаимовыгодного сотрудничества?
- Мое мнение такое. Не важно, каким способом в данном случае – безвозмездной или нет была поставка по данному проекту, – но пришла довольно большая партия – 200 тракторов АГРОМАШ. Их эксплуатация определит характер, динамику, объемы будущего сотрудничества.
Что нужно сделать? Необходимо адаптировать тракторы к эксплуатации в местных условиях. Если мы сможем сделать так, что сначала идет дотация, а потом – торговля, то и хорошо. У нас это получилось с автобусами. У нас это получается с зерном. Мы уже продали в августе первое судно зерна. Есть все основания рассчитывать на то, что до конца года еще заключим контракты по зерну.
Понимаете, очень сложно возвращаться назад. Мы на 15 лет ушли отсюда, и зайти на этот рынок снова весьма непросто.
-А какие системные проблемы, с Вашей точки зрения, Петр Александрович, тормозят более эффективное, системное развитие внешнеторговых связей России и Никарагуа?
- Есть два очень важных структурных вопроса. Первое, это отсутствие финансовой поддержки клиентской базы нашей техники – здесь нет российских банков. Нет банков-агентов. Кто-то хочет купить, а кто-то должен дать ему кредит на это. Банки, которые здесь уже работают, уже завязаны на другие структуры, на других поставщиков – американских, японских, корейских… А нашего банка здесь нет. Продажа любой техники, тем более дорогостоящей, — это продажа в кредит. В России нет еще производителей техники, которые бы кредитовали своих клиентов. Значит, компании, которые здесь работают, должны завязываться на местные банки.
Второе. Тут действует интеграционная система, работающая как общий рынок центральноамериканских стран. Имеются ввиду Гватемала, Белиз, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Коста Рика, Панама, Доминиканская Республика. Товары, произведенные внутри стран, свободно циркулируют по всем государствам региона.
Сейчас здесь решают вопрос таможенного союза. О том, чтобы товар, завезенный извне в любую из этих стран, также мог иметь свободное хождение. Дело в том, что у них заключены договоры с США о свободной торговле, которые полностью вступают в силу с 2015 года. И тогда многие таможенные пошлины будут обнуляться. Они в прошлом году заключили такое же соглашение с Евросоюзом.
То есть, какие бы хорошие политические отношения ни были у России с Никарагуа, но де-юре мы, как торговый партнер, для входа наших товаров на здешний рынок не имеем тех преимуществ, которые есть у других. Нам надо бы искать механизмы взаимодействия такие же, какие имеем в рамках интеграционных объединений с другими странами-партнерами, например, по подобию Таможенного союза. Без такой основы будет сложно развивать взаимовыгодные отношения.
- А от каких ошибок Вы бы предостерегли тех, кто начинает бизнес-сотрудничество с никарагуанскими партнерами?
- Здесь – уже сложившийся рынок. Придется тратить свои средства для продвижения товара и искать здесь партнера для работы на местном рынке. Надо понимать, что есть такое понятие, как торговые обычаи. В Никарагуа они, как и в Латинской Америке, очень ярко выражены. Говоря совсем образно, могут купить товар дороже, но только у того, кого знают давно. И второе – надо быть готовым к тому, что норма прибыли будет здесь обычной для рыночной экономики западного типа. Рассчитывать на прибыль в 100-150 процентов здесь не приходится.
- На что можно рассчитывать, в частности, производителям тяжелой промышленной техники, в связи с началом в ближайшее время строительства Никарагуанского канала, который соединит Тихий и Атлантический океаны и составит конкуренцию очень прибыльному, явно не справляющемуся с грузовыми потоками Панамскому каналу?
- Рассчитывать можно на многое. Однако пока еще не обнародованы технико-экономическое обоснование, правила и условия проведения тендеров. Поэтому что-то конкретно сказать еще сложно. Но уверен, что те, кто уже работает на здешнем рынке, имеют предпочтительный шанс практически участвовать в этом масштабном проекте.
- Не считаете ли Вы, что в среднесрочной перспективе можно бы рассматривать проект сборки тракторов, комбайнов, прицепного оборудования АГРОМАШ в Никарагуа? Судя по всему, опыт производства сельхозтехники Владимирского тракторного завода в Мексике в советские годы был не самым плохим…
- Все зависит от того, насколько правильно будет рассчитано и составлено технико-экономическое обоснование. Мне сейчас трудно судить конкретно по тракторам АГРОМАШ. Привозить машинокомплекты и организовать так называемую отверточную сборку не столь и сложно. Но все зависит от рынков сбыта. Главное – куда девать готовую продукцию. И на сколько лет рассчитывать проект? Одно дело – запросная позиция, и другое – реальный сбыт в условиях конкуренции. Тут нужны тщательные, всесторонние расчеты, хороший маркетинг.
Лет пять тому назад я работал в Бразилии, где собирают и финскую, и английскую, и американскую, и иную сельхозтехнику. Там посчитали стоимость вхождения нового производителя на рынок – 500 млн. долларов. Причем, основная доля этой суммы рассчитана на создание дилерской, гарантийно-сервисной сети.
- И в заключение, Петр Александрович, что бы Вы пожелали компании «Агромашхолдинг» — поставщику техники и заводам Концерна «Тракторные заводы», где изготавливаются тракторы и комбайны?
- Прежде всего – адаптировать технику тракторы АГРОМАШ и комбайны «Енисей» под местный рынок. Такое пожелание высказываю и с учетом опыта поставки в Никарагуа российских автобусов. Не скрою, только третья партия автобусов практически удовлетворила запросы партнеров, которые получили то, что хотели.
Поработает техника на полях – будут появляться конкретные пожелания никарагуанцев. Не посчитайте их просьбы и даже корректные замечания прихотью или капризами. Любая обратная связь заслуживает предельного внимания.
Запросы никарагуанцев универсальны для всего центральноамериканского региона. Поэтому проще снять вопросы на первых поставках техники, чтобы открыть дорогу долгосрочному сотрудничеству.
Торгпред РФ о поставках тракторов АГРОМАШ в Никарагуа
в Никарагуа, которое возглавляет Петр ПАНКРАТОВ. С ним беседует корреспондент журнала «Агромаш».
- Петр Александрович, какая роль отводится Торговому представительству нашей страны в выполнении договора по обеспечению Никарагуа тракторами и комбайнами, которые выпускают предприятия Концерна «Тракторные заводы»?
- Содействие российским и никарагуанским участникам внешнеэкономической деятельности в укреплении прямых партнерских связей – это одно из основных направлений деятельности Торгпредства России. Так что мы в контакте работаем не только с участниками поставки сельхозтехники АГРОМАШ, но и со сторонами, связанными с реализацией многих других проектов. Например, по обеспечению Никарагуа российскими автобусами, легковыми автомобилями, зерном и другой продукцией. В то же время не остаются вне нашего внимания продажи нашей стране никарагуанских кофе, фруктов, мяса, рома и т.д.
Наша роль заключается именно в СОДЕЙСТВИИ развитию взаимной торговли и партнерства, в модернизации производства, в инвестиционной и инновационной деятельности, в организации переговоров между потенциальными партнерами. Задача Торгпредства заключается также в ПОМОЩИ в получении бизнес-структурами информационных и консультационных услуг экономического, финансового и правового характера, в решении практических вопросов торгово-экономического сотрудничества на уровне государственных структур. Свою роль мы видим и в УЧАСТИИ в проработке, подготовке и реализации конкретных сделок и совместных проектов. Эти и другие направления деятельности Торгпредства значатся в Положении о нашем дипломатическом учреждении.
- На улицах Манагуа, столицы Никарагуа, можно увидеть курганские автобусы и тольяттинские «Калины», встречаются и КамАЗы. В аграрных районах еще есть уже совсем потрепанные владимирские тракторы Т-25, поставлявшиеся много лет назад, еще в советские годы. Теперь технический парк страны пополняют 200 тракторов АГРОМАШ и 10 зерноуборочных комбайнов «Енисей». В целом, как оценили бы Вы динамику развития торгово-экономических отношений между Россией и Никарагуа?
- До прихода в Никарагуа к власти в 2007 году нынешнего правительства объем внешнеторговых связей с Россией был совсем небольшим. Ощутимый подъем начался в 2010-м году, когда объем экспорта-импорта увеличился с 15 млн. до 90 млн. долларов.
Объективно и этот объем не столь впечатляющий. Почему? Потенциал Никарагуа по экспорту достаточно велик. Отсюда в год отправляется в другие страны товаров примерно на 3 млрд. долларов – в основном сельскохозяйственная продукция. Из этой суммы, скажем так, российская доля – всего порядка 100 млн. долларов. Нам нужны обоюдные встречные движения. И вот с этого года с никарагуанской стороны пошли реальные действия по продвижению к нам своей продукции.
Безусловно, состоявшаяся минувшим летом встреча президентов Владимира Путина и Даниэля Ортеги стала началом нового этапа партнерства, придав дополнительный импульс сотрудничеству.
У России во взаимоотношениях с Никарагуа и другими государствами Центральной Америки нет дисбаланса во внешней торговле, отсутствуют проблемы, вызванные, например, тем, что кто-то продает больше и покупает меньше. Здесь любое движение в сторону как экспорта, так и импорта приветствуется. И мы на всех направлениях, что называется, подтягиваемся. Поэтому, возвращение в Никарагуа российской сельхозтехники после долгого перерыва, поставка большой партии тракторов АГРОМАШ и комбайнов «Енисей», нужно только приветствовать.
У нас относительно хорошие торговые отношения, приличный товарооборот с Мексикой, динамично развиваются деловые связи с Южной Америкой. А Центральная Америка как бы выпала. Да, кто-то может сказать, мол, здесь небольшие страны. Но общий рынок импорта этих стран – примерно 50 млрд. долларов в год, в основном промышленной продукции. Как говорится, есть за что тут свой кусок получить. В том числе российским сельхозмашиностроителям, которые, при грамотном подходе к делу, могут освоить нишу не только в Никарагуа.
- Петр Александрович, какие группы российских товаров востребованы на рынке Центральной Америки?
- В первую очередь, машинотехническая продукция. Допустим, хорошо продается в розницу техника в исполнении 4х4 – страны-то горные, климат тропический. Трактор АГРОМАШ 85ТК никарагуанцам понравился и потому, что у него все колеса ведущие. Нужны здесь и другая сельхозтехника, строительные материалы, удобрения…
Кстати, интересно, что порой эта и другая российская продукция в статистику не попадает, так как прибывает она через третьи страны. Советский Союз ушел, но свято место пусто не бывает. На это место приходят соседние страны, либо европейские или американские трейдеры, которые торгуют нашими товарами. Объем рынка большой, и есть над чем работать.
- По некоторым данным, последняя партия российских тракторов в Никарагуа поступила в 1990 году. Как, на Ваш взгляд, нужно действовать, чтобы возобновление поставок стало не разовой акцией, а приобрело системный, долгосрочный характер взаимовыгодного сотрудничества?
- Мое мнение такое. Не важно, каким способом в данном случае – безвозмездной или нет была поставка по данному проекту, – но пришла довольно большая партия – 200 тракторов АГРОМАШ. Их эксплуатация определит характер, динамику, объемы будущего сотрудничества.
Что нужно сделать? Необходимо адаптировать тракторы к эксплуатации в местных условиях. Если мы сможем сделать так, что сначала идет дотация, а потом – торговля, то и хорошо. У нас это получилось с автобусами. У нас это получается с зерном. Мы уже продали в августе первое судно зерна. Есть все основания рассчитывать на то, что до конца года еще заключим контракты по зерну.
Понимаете, очень сложно возвращаться назад. Мы на 15 лет ушли отсюда, и зайти на этот рынок снова весьма непросто.
-А какие системные проблемы, с Вашей точки зрения, Петр Александрович, тормозят более эффективное, системное развитие внешнеторговых связей России и Никарагуа?
- Есть два очень важных структурных вопроса. Первое, это отсутствие финансовой поддержки клиентской базы нашей техники – здесь нет российских банков. Нет банков-агентов. Кто-то хочет купить, а кто-то должен дать ему кредит на это. Банки, которые здесь уже работают, уже завязаны на другие структуры, на других поставщиков – американских, японских, корейских… А нашего банка здесь нет. Продажа любой техники, тем более дорогостоящей, — это продажа в кредит. В России нет еще производителей техники, которые бы кредитовали своих клиентов. Значит, компании, которые здесь работают, должны завязываться на местные банки.
Второе. Тут действует интеграционная система, работающая как общий рынок центральноамериканских стран. Имеются ввиду Гватемала, Белиз, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Коста Рика, Панама, Доминиканская Республика. Товары, произведенные внутри стран, свободно циркулируют по всем государствам региона.
Сейчас здесь решают вопрос таможенного союза. О том, чтобы товар, завезенный извне в любую из этих стран, также мог иметь свободное хождение. Дело в том, что у них заключены договоры с США о свободной торговле, которые полностью вступают в силу с 2015 года. И тогда многие таможенные пошлины будут обнуляться. Они в прошлом году заключили такое же соглашение с Евросоюзом.
То есть, какие бы хорошие политические отношения ни были у России с Никарагуа, но де-юре мы, как торговый партнер, для входа наших товаров на здешний рынок не имеем тех преимуществ, которые есть у других. Нам надо бы искать механизмы взаимодействия такие же, какие имеем в рамках интеграционных объединений с другими странами-партнерами, например, по подобию Таможенного союза. Без такой основы будет сложно развивать взаимовыгодные отношения.
- А от каких ошибок Вы бы предостерегли тех, кто начинает бизнес-сотрудничество с никарагуанскими партнерами?
- Здесь – уже сложившийся рынок. Придется тратить свои средства для продвижения товара и искать здесь партнера для работы на местном рынке. Надо понимать, что есть такое понятие, как торговые обычаи. В Никарагуа они, как и в Латинской Америке, очень ярко выражены. Говоря совсем образно, могут купить товар дороже, но только у того, кого знают давно. И второе – надо быть готовым к тому, что норма прибыли будет здесь обычной для рыночной экономики западного типа. Рассчитывать на прибыль в 100-150 процентов здесь не приходится.
- На что можно рассчитывать, в частности, производителям тяжелой промышленной техники, в связи с началом в ближайшее время строительства Никарагуанского канала, который соединит Тихий и Атлантический океаны и составит конкуренцию очень прибыльному, явно не справляющемуся с грузовыми потоками Панамскому каналу?
- Рассчитывать можно на многое. Однако пока еще не обнародованы технико-экономическое обоснование, правила и условия проведения тендеров. Поэтому что-то конкретно сказать еще сложно. Но уверен, что те, кто уже работает на здешнем рынке, имеют предпочтительный шанс практически участвовать в этом масштабном проекте.
- Не считаете ли Вы, что в среднесрочной перспективе можно бы рассматривать проект сборки тракторов, комбайнов, прицепного оборудования АГРОМАШ в Никарагуа? Судя по всему, опыт производства сельхозтехники Владимирского тракторного завода в Мексике в советские годы был не самым плохим…
- Все зависит от того, насколько правильно будет рассчитано и составлено технико-экономическое обоснование. Мне сейчас трудно судить конкретно по тракторам АГРОМАШ. Привозить машинокомплекты и организовать так называемую отверточную сборку не столь и сложно. Но все зависит от рынков сбыта. Главное – куда девать готовую продукцию. И на сколько лет рассчитывать проект? Одно дело – запросная позиция, и другое – реальный сбыт в условиях конкуренции. Тут нужны тщательные, всесторонние расчеты, хороший маркетинг.
Лет пять тому назад я работал в Бразилии, где собирают и финскую, и английскую, и американскую, и иную сельхозтехнику. Там посчитали стоимость вхождения нового производителя на рынок – 500 млн. долларов. Причем, основная доля этой суммы рассчитана на создание дилерской, гарантийно-сервисной сети.
- И в заключение, Петр Александрович, что бы Вы пожелали компании «Агромашхолдинг» — поставщику техники и заводам Концерна «Тракторные заводы», где изготавливаются тракторы и комбайны?
- Прежде всего – адаптировать технику тракторы АГРОМАШ и комбайны «Енисей» под местный рынок. Такое пожелание высказываю и с учетом опыта поставки в Никарагуа российских автобусов. Не скрою, только третья партия автобусов практически удовлетворила запросы партнеров, которые получили то, что хотели.
Поработает техника на полях – будут появляться конкретные пожелания никарагуанцев. Не посчитайте их просьбы и даже корректные замечания прихотью или капризами. Любая обратная связь заслуживает предельного внимания.
Запросы никарагуанцев универсальны для всего центральноамериканского региона. Поэтому проще снять вопросы на первых поставках техники, чтобы открыть дорогу долгосрочному сотрудничеству.
http://www.zol.ru/n/1CF76